Формирование сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населённых пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны, – эти и другие задачи отражены в новой Стратегии пространственного развития до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
В разделе “Анализ тенденций и проблем пространственного развития Российской Федерации” дана аналитическая оценка проблеме изменения климата. В разделе “Новые вызовы и возможности пространственного развития Российской Федерации” в части изменения климата констатировано следующее:
“Распространение на территории Российской Федерации практически всех видов климатических рисков определяет важность регулярной инвентаризации объектов, наиболее уязвимых к климатическим изменениям.
При этом изменение климата создает следующие новые возможности, успешная реализация которых будет содействовать социально-экономическому развитию на региональном уровне:
- рост транзитного потенциала Северного морского пути и внутренних водных путей;
- увеличение продуктивности экосистем в сельском и лесном хозяйстве (при увеличении уровня пожарной опасности в лесах и частоты неблагоприятных агрометеорологических явлений);
- сокращение продолжительности отопительного периода (при увеличении потребности в кондиционировании в летний период)”.
По блоку” Экология, природопользование и адаптация к изменению климата” к основным принципам пространственного развития, в том числе отнесено снижение уязвимости к негативным воздействиям, вызванным изменением климата, и использование потенциала, возникающего вследствие позитивных эффектов от изменения климата. При этом, основной задачей пространственного развития в сфере адаптации к изменению климата являются разработка и реализация мер по обеспечению защищенности имущества и жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата, в том числе за счет:
- реализации мер по адаптации к изменению климата на федеральном, отраслевом, региональном и корпоративном уровнях;
- совершенствования систем раннего предупреждения о стихийных бедствиях, экстремальных, аномальных и опасных гидрометеорологических процессах и явлениях, включая развитие государственной наблюдательной сети и инфраструктуры мониторинга и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений (включая расширение и повышение эффективности применения дистанционных методов и искусственного интеллекта);
- совершенствования управления водными ресурсами;
- ведения федерального, отраслевых и региональных перечней климатически уязвимых объектов;
- использования региональных планов по адаптации к изменению климата при актуализации документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, и определения потребностей в объектах инженерной защиты территории от воздействия опасных природных процессов и явлений;
- учета трансграничных рисков и эффектов при принятии решений по адаптации к изменению климата, а также подготовки согласованных адаптационных мероприятий, имеющих трансграничный характер;
- учета распространенности и уровня климатических рисков и реализуемых мероприятий по адаптации к изменению климата при формировании документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории городов и городских поселений.
Ссылки на материалы: